

В первой части руководства “Как написать роман” Люси Аткинс давала общие советы, а эта часть – практическая. Первая и вторая части во многом повторяются и пересекаются – чтобы не была утеряна логическая связь и последовательность работы. “Уроки творческого письма” проще использовать как прямое руководство действиями.
Первый урок творческого письма: Первый бредовый черновой вариант
1. Примите позицию экспериментирования и безрассудства – ВАМ НЕ НУЖНО ПИСАТЬ РОМАН С НАЧАЛА. Попробуйте написать случайные сцены.
2. Игнорируйте внутренний голос, который шипит: «Это не роман» (это верно, это не он. Пока). Напишите 70 000 слов без критики в свой адрес.
3. Забудьте об “элегантности” прозы и сюжета. Игнорируйте клише, позвольте себе писать банальную чушь.
4. Старайтесь каждый день останавливаться на максимуме или, по крайней мере, не на полном минимуме – остановитесь, пока у вас полностью не закончился сок.
5. Поклянись никогда никому не показывать это.
Ваш Бредовый Первый черновик (БПЧ) будет содержать важные фрагменты живых чувств и персонажей. Это та ценность, которую вы будете наращивать и развивать.
5 способов написать БПЧ:
1. Попробуйте установить ежедневное количество слов (исходя из того, что всего нужно 70-80 000 слов) – я этого не делаю, но многие пишущие, как я знаю, делают.
2. Посвятите этому конкретное время и периоды: Энтони Троллоп (английский писатель, один из наиболее успешных и талантливых романистов Викторианской эпохи и крайне продуктивный автор, пишущий по книге в год благодаря жесткой дисциплине и разработанной системе – начинать каждый день в 5:30, писать в день по 10 страниц в течение пятнадцатиминутных интервалов – по 250 слов) написал 47 романов, в основном утром и во время работы (он работал госслужащим).
3. Выберите наилучшее для себя время дня. Создайте оптимальные условия для писания. Для меня это раннее утро с кофе.
4. Выключите интернет и социальные сети, пока пишете.
5. Потратьте время – только не то, которое выделено для писания – на исследования и чтение. Это придаст вам вдохновения и энергии, – необходимое топливо для работы на следующий день.
БПЧ поможет вам преодолеть огромное психологическое препятствие, связанное с пустой чистой страницей. Для меня БПЧ – это путь из застегнутого, сверхкритичного, сознательного разума в плодородное подсознание, где скрывается история.
Второй урок творческого письма: Напряжение
«Каждой истории нужен элемент интриги, иначе она паршивая». Сидни Поллак
Все великие романы наполнены напряжением, независимо от их жанра. Напряжение, интрига и неизвестность важны в ЛЮБОМ романе.
Способность увлекать – заставлять нас читать до поздней ночи – в великих романах кажется легкой, почти волшебной. Но что за волшебство? А как вы это делаете в своей книге? Вот шесть шагов для начала.
Шаг 1. Выясните, в чем заключается напряжение
Разработайте «презентацию в лифте» – краткое изложение вашего романа. Это поможет вам понять, что действительно важно.
Шаг 2 : Повысьте ставки
Нужно, чтобы в вашей книге было многое поставлено на карту. Что поставлено на карту в вашем романе? Достаточно ли этого, чтобы заинтересовать читателя? Вы также можете постепенно повышать ставки по мере развития вашего сюжета – раскрывая все больше и больше информации по мере продвижения, и позволяя вещам усложняться и распутываться, чтобы читатель подумал в одном месте повествования: «О, это ужасно (или прекрасно)». А потом, чуть позже, в другом месте – «о, это действительно ужасно (или прекрасно)!».
Шаг 3. Добавьте препятствия
Препятствия могут носить социальный, культурный, косвенный, психологический характер. Препятствия также могут быть более простыми (представьте себе персонажа, убегающего от злодея, бросающего стулья, гардеробы, двери на пути, когда он бежит – вы хотите, чтобы ваш читатель чувствовал себя немного похожим на преследователя).
Шаг 4. Добавьте тикающие часы
В «Джеймсе Бонде» злодей собирается взорвать мир, но не в следующем месяце – это произойдет ОЧЕНЬ СКОРО. Тикающие часы придают повествованию чувство сопричастности, страх и убедительность.
Шаг 5. Утаивайте информацию
Гораздо интереснее и увлекательнее сообщать читателю информацию по мере развития романа: предлагать подсказки и намеки, поднимать вопросы без ответов, и ваш читатель будет отчаянно пытаться перевернуть страницу, чтобы узнать больше.
Шаг 6. Добавьте дилемму
Вы хотите, чтобы читатель все взвесил – что правильно, а что не так, что ОНИ сделают?
Четыре вещи, которых следует избегать:
1 Нереалистичные события или люди – ничто так не уменьшает напряжение в повествовании, как неправдоподобие – читатель думает: «Но это не может происходить».
2 Слабые персонажи – чем больше читатель заботится о ваших персонажах или верит в них, тем большее напряжение вы можете создать.
3 Вода: сделайте каждый момент / сцену / событие в вашей книге – на счету. Будьте уверены, что они на своих местах. Уберите, если они ничего не добавляют, – какой бы великолепной ни была проза.
4 Слишком много перипетий и неожиданных поворотов: это утомляет. Читатель чувствует, что им манипулируют. Конечно, вам понадобится множество событий, но нужно сделать их правдоподобными (см. пункт 1).
«Тайна – это интеллектуальный процесс… Но неизвестность – это, по сути, эмоциональный процесс». Альфред Хичкок
Третий урок творческого письма: Сложные персонажи
Главным героям вашего романа нужно сделать гораздо больше, чем просто разыграть сюжет. Они – движущая сила повествования. Читателю не важно, чтобы они ему нравились, но он должен быть заинтересован и глубоко вовлечен.
Если ваш персонаж подходит к концу романа таким же, каким был в начале, у вас есть над чем поработать. Персонажи должны МЕНЯТЬСЯ – т.е. расти и развиваться по мере развития романа (это называется «дугой персонажа»).
Сильный персонаж редко бывает просто однозначно «хорошим» или «плохим». Меня больше всего интересуют странные, сложные личности, обычно не подходящие под одно определение. Выясните, какие личности интересуют вас. Ваша работа – искать сложности.
Пять вопросов о вашем персонаже:
1. Каковы его глубинные потребности и желания?
2. В чем его секреты и недостатки?
3. В чем его противоречия? (например, ваш жесткий бизнесмен посещает свою бабушку каждую неделю?)
4. Какова ее предыстория? (как его прошлое повлияло на него эмоционально).
5. Каковы его цели?
Четыре места для старта
1 Подумайте о характеристиках персонажей – навязчивых идеях? Тики? Странные привычки? Интересы?
2 Познакомьтесь с ними физически – вам не нужно описывать их все, надо давать подсказки. Воплотите их.
3 Присвойте им интересы, которые важны для ВАС
4 Ищите неожиданное – в реальной жизни люди часто бывают удивительными или противоречивыми (например, няня – гений математики и т.п.)
Как создать злодея
* Не думайте о нем как о злодее – злодеи тоже люди.
* Узнайте его так же хорошо, как знаете своего главного героя (героев).
* У него будет своя мораль – что это? Разберитесь в этом.
* Узнайте, что случилось с ним, что сделало его таким. Вызовите сочувствие и понимание (вспомните фильм «Джокер»: вот психологическая предыстория!)
* Сделайте его сильным – читателю необходимо интуитивно почувствовать его силу
Попробуйте сделать это:
Выберите событие из далекого прошлого вашего персонажа и напишите страницу, посвященную ему.
Или
Выберите одну из основных черт характера вашего персонажа и напишите список действий – как она проявляется в его поведении (например, тревожность героини: она теребит свои кольца, она никогда не смотрит людям в глаза и т. д.)
Четвертый урок творческого письма: Окружение
Если вас попросят разбить написание романа на 3 части, вы, вероятно, ответите: сюжет, персонаж и место. Многие писатели уделяют много времени первым двум, но пренебрегают третьим. Большая ошибка. Окружающая среда – это не просто фон для действий.
Окружение создает настроение, смысл, резонанс. Оно выполняет много невидимой работы. Оно воплощает ваши темы, углубляет их, а также СОЗДАЕТ ИХ. Подумайте о болотах в Грозовом перевалке или о чердаке в Джейн Эйр.
Локация может быть самостоятельным персонажем: в «Ребекке» Дафны Дю Морье Мандерли, по сути, является главным героем.
Когда все сделано правильно, книга будет казаться РЕАЛЬНОЙ для читателя.
Окружение – это не просто конкретные пространства для описания, это податливые сущности, и писатели могут сознательно ими манипулировать. Один и тот же город в разных произведениях может быть абсолютно разным и играть разные роли.
Как я выбираю свои места:
Мне нужно очень серьезно относиться к месту, потому что я знаю, что собираюсь жить в нем долгое время. Я думаю, что выбираю место по одной из двух причин: либо я сильно к нему отношусь, либо я заинтересован в нем каким-то неясным, но сильным образом.
Четыре вопроса, которые следует задать себе, думая о том, где будет проходить действие романа:
1 / Где я хочу быть?
2 / Какое место имеет для меня глубокое значение?
3 / Какое место я больше не хочу посещать?
4 / К какому месту у меня действительно смешанные чувства?
СОВЕТ: ИЗУЧИТЕ, ИССЛЕДУЙТЕ ЭТО.
Еэжайте туда. Прогуляйтесь. Обратите внимание на запахи, ощущения, детали (я, например, была в двух турах по Оксфорду, когда писала Magpie Lane)
Исследуйте места виртуально, если не можете физически. Используйте просмотр улиц и т. д.
Получайте информацию: бесконечный поиск в интернете – ваш друг.
При написании каждой сцены следует помнить о пяти вещах:
Окружение – подумайте, какие аспекты подходят вашим темам в этой сцене?
Сезоны и погода – делайте осознанный выбор – например. Венеция зимой.
Конкретные визуальные эффекты – что ваши персонажи видят со своего места? Это их “укореняет” в сцене. Заставьте их замечать вещи, которые отражают настроение сцены!
Звуки, запахи, ощущения (то же самое).
Значение места – культурное, политическое (вы можете никогда не упоминать об этом напрямую).
3 совета по написанию информации о месте:
1 / Не переусердствуйте – просто выберите несколько ключевых вещей, на которых нужно сосредоточиться. Вам не нужно рассказывать нам все о месте. Но…
2 / Тщательно выбирайте эти детали, потому что они значимы, а не только потому, что вы написали что-то поэтическое.
3 / Берегитесь клише: если вы собираетесь устроить кульминационный шторм, – убедитесь, что даже если вы делаете что- то, что уже было сделано раньше , – вы делаете это по- другому.
Два упражнения, которые помогут вам понять, почему окружение важно:
1. Напишите короткую сцену в выбранной вами обстановке.
Перепишите, меняя погоду. Что еще меняется из-за этого?
2. Напишите короткую сцену о травме – сделайте обстановку темной и тревожной.
Теперь перепишите ту же сцену, поместив персонажей в идиллическую обстановку. Как это изменится?
Пятый урок творческого письма: Основы создания персонажа
Хорошие персонажи имеют большее значение, чем вы думаете.
Вспомните свои любимые романы – книги, которые вы читали много лет назад. Вы можете вспомнить детали сюжета? Может быть. Но, скорее всего, это будут персонажи, о которых вы действительно думаете. Часто сценаристы сосредотачиваются на правильном построении сюжета: мы одержимы тем, чтобы все было соединено воедино, придумывая что-то удивительное и «новое», совершенствуя повороты и сроки. Но никакие умные сюжеты или элегантные структуры предложений не могут компенсировать слабых, унылых или клишированных персонажей.
Обычно в романе бывает 1-2 главных персонажа, несколько второстепенных. Мне потребовалось 5 месяцев разочарований и бесконечное переписывание первых 4 глав Magpie Lane, пока не услышал голос своей героини. И потом такие ожившие персонажи действуют и мыслят сами по себе, и ведут вас в направлениях, о которых вы, возможно, даже не думали.
Должны ли они нравиться?
Издатели иногда говорят, что хотят, чтобы ваш персонаж нравился вам, но я думаю, что его путь намного интереснее, чем характер. А люди хотят интересных персонажей, которых они считают реальными и в чью психику они чувствуют себя вовлеченными.
Персонажи должны меняться – им нужна “дуга”: они стартуют в одном месте, проходят через многое и выходят измененными.
КАК СОЗДАТЬ ХАРАКТЕР ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ
-Работайте с диалогами – как они говорят
-Найдите точные детали: Эдна О’Брайен однажды сказала, что важные детали, – например, как кто-то открывает сумочку, – могут сказать читателю больше, чем страницы описаний.
-Поработайте над тем, что главные герои думают о ДРУГИХ ПЕРСОНАЖАХ – как на них реагируют, как относятся к тому, что делают другие.
4 вещи, которых следует избегать:
1 / Стереотипы и штампы
2 / Бесстыдство – берегитесь тирании симпатичных персонажей.
3 / Непоследовательность (если это не сделано специально с вашей стороны)
4 / Равновесие (его нужно нарушатьь…)
3 вещи, которые надо делать:
1 / Исследовать. Чем они зарабатывают на жизнь? Где живут? Что знают? Узнайте все, что возможно, об их мире, чтобы можно было “поселиться” в нем. В Magpie Lane одна из героинь занимается реставрацией обоев, поэтому я часами разглядывала обои, разговаривала с экспертами и разбиралась в деталях. В книгу попало лишь небольшое количество этих знаний, но они помогли мне узнать повседневную жизнь героини и ее внутренний мир.
2 / Искать их голоса – писать, писать, писать – пробовать разные способы, пока они не начнут принимать формы, пока вы не услышите их в своей голове, и они больше не будут вами.
3 / Поместите их в странную обстановку – посмотрите, как они отреагируют.
Шестой урок творческого письма: Начало и конец
Как начать
Люди скажут вам, что вступительная строка романа должна быть потрясающей, поразительной, полностью оригинальной, но попытка сделать сейчас это может привести к тому, что вы покажетесь себе безнадежным или “задушите” все бесконечными переписываниями. НО факт в том, что вступительные строки действительно должны быть “правильными”, увлекающими читателя.
Что в них должно быть: дайте нам почувствовать, что мы находимся в начале интересного пути. Нам еще не нужно точно знать, где мы находимся, но нам нужно чувствовать, что мы куда-то идем, и хотим куда-то пойти с автором.
КЛЮЧЕВОЙ ИНГРЕДИЕНТ для всех начальных фраз: ИНТРИГА. Для этого в первых словах вашего романа необходимо задать вопрос (может быть, более одного).
Другие ингредиенты:
-Сильный , характерный голос.
– Детали – завлеките ими читателя, сделайте происходящее реальным и непосредственно происходящим.
-Сильное ощущение места или характера.
Вам нужно знать, с чего начать, прежде чем писать?
НЕТ! Начало может измениться по мере углубления романа. Гибкость будет иметь иметь ключевое значение, особенно если вы пишете не по четкому плану.
Концовки
-Если начало ставит вопрос, финал отвечает на него.
-Если концовка не отвечает каким-либо образом на вопрос, книга может провалиться.
– В действительно хороших романах складывается ощущение, что концовка органично выросла из начала.
-Концовка должна приносить ощущение завершенности, НО может оставить некоторое пространство для мыслительного процесса читателя – для продолжения истории впоследствии.
-Если вы слишком рано завершаете историю – можно сколько угодно еще писать, но концовка не получится.
Совет: вам не нужно знать концовку с самого начала!
Если представить, что, прежде чем начать писать писать, нужно знать концовку – я бы никогда не написала роман. Мои концовки развиваются по мере написания книги.
5 способов начать роман:
1. С чувством / обстановкой / темой (“Джейн Эйр”: «В этот день нечего было и думать о прогулке».)
2. Вопросом.
3. Кризисом.
4. Диалогом («Баллада о Пекхэме Рай» Мюриэль Спарк: «Убирайся отсюда, грязная свинья», – сказала она»).
5. Заявлением («Это общепризнанная истина…»)
5 способов закончить роман:
1 Зацикливанием – вы снова в начале, но видите вещи по-другому.
2 Эхом – вы возвращаетесь к идее или теме, которые появились в начале.
3 Сюрпризом – вы заканчиваете неожиданным крутым поворотом или шоком
4 Рефлексией – вы изучаете, что произошло, ощущаете завершенность истории и чувствуете, что что-то узнали о жизни.
5 Открытой концовкой – когда вы не связываете концы, не завершаете линии, и читателю остается самому заполнить пробелы.
Попробуйте это: возьмите 5 ваших любимых романов, прочтите несколько страниц в начале и в конце. Что сделал писатель? Почему это работает?
Седьмой урок творческого письма: Как опубликовать свой роман
(Люси Аткинс описывает западную форму взаимодействия автора с миром – там все дела автора (от поиска издателей и публикации до стратегий продвижения) ведут литературные агенты; мы можем использовать некоторые из этих советов для общения с редакторами издательств, в которые нужно будет посылать свои работы самостоятельно (ред).
Что такое литературный агент?
– Он помогает подготовить вашу работу к показу, помогает найти подходящего издателя и заключить договор.
– Представляет книгу за границей и предлагает кинокомпаниям.
– Поддерживает вас в периоды взлетов и падений.
Если у вас есть возможность самостоятельно опубликовать книгу, литературный агент может быть и не нужен.
Как найти агента?
1. Во-первых, отредактируйте и откорректируйте свою книгу и приведите ее в правильную форму – в том, что касается внешнего вида, шрифта, размера кегля и прочее.
2. Составьте собственный хит-лист агентов
3. Подайте заявку примерно 5 агентам одновременно. Ожидайте отказов. Будьте систематичны.
СОВЕТЫ ПО ПОДБОРУ ПОДХОДЯЩИХ АГЕНТОВ
– Просмотрите романы, похожие на ваш, и перейдите на страницу благодарностей – там будет указан агент писателя.
– Найдите агентов, которые могут иметь личное отношение к вашей теме.
– Персональные рекомендации: используйте любые имеющиеся у вас контакты.
– Следите за литературными агентами в соцсетях – они часто просят присылать им новые материалы. У крупных агентств есть дни презентаций в Twitter.
– Принимайте участие в литературных конкурсах, и агенты могут найти вас сами.м
КАК ОБРАТИТЬСЯ К АГЕНТУ
Следуйте инструкциям, которые опубликованы на их сайтах. Большинство просят предоставить:
1. Короткое электронное письмо с запросом. Я бы написала 4-5 предложений о себе, плюс краткую презентацию о романе (всего пара предложений!)
2. 3 главы, 10 000 слов или 50 страниц вашего романа.
3. Синопсис.
Три совета для успеха дела
1. Сопроводительное электронное письмо должно быть кратким! Укажите все имеющиеся у вас навыки, связанные с написанием текстов (работа в журналистике, рекламе и т. д.), Хорошо указать известные писательские курсы, которые вы прошли, или премии, которые получили.
2. Представьте свою работу профессионально: набранную через двойной интервал разумным шрифтом, с пронумерованными страницами и вашим именем и названием романа на каждой странице. Никаких опечаток, орфографических или грамматических ошибок. Никаких разноцветных шрифтов и специальных символов.
3. Напишите хороший синопсис – это краткое изложение сюжета и линий главных героев. Не рекламируйте. Не пытайтесь «продать» историю. Сделайте это настолько кратко, как они хотят (обычно 1-2 страницы с двойным интервалом, 12 pt)
Что может оттолкнуть агентов еще до того, как они прочитают вашу информацию:
Тон электронной почты – “фонтанирование”, восклицательные знаки, смайлики, хвастовство или ложная скромность. Просто укажите, кто вы, какие преимущества у вас есть, и что это за книга.
Уловки – создание собственной обложки книги или маркетинговых материалов, или уловки для привлечения внимания, например. блестящая упаковка, бесплатный подарок.
Ошибки: неправильное имя / агентство / авторы, которых они представляют, или неправильное написание.
Если они вам откажут, не пишите им, что они сделали ошибку. МНОГО авторов отвергаются агентами, но снова отправляют еще одну книгу и – их работу принимают.
В любом случае вы должны быть готовы принять правки агента и редакции, переосмыслить структуру и сюжет романа, делать смелые шаги.
Я пишу все это потому, что ненавижу идею, будто литературный мир – это клуб для избранных, и если вы не из этого мира, ни написать, не тем более опубликовать ничего не сможете. Просто нужно соблюдать определенные правила, быть терпеливым и последовательным. Конечно, как и в любом деле, – существует фактор удачи: найти нужного редактора в нужное время, когда он или она в нужном настроении, с нужным бюджетом. Но главное – никогда не сдаваться.
Мне повезло – мой муж всегда верил в меня, поддерживал и делал все, что мог, чтобы я могла писать. А тем, кто пишет в одиночестве, без поддержки, хочу посоветовать:
не сдавайтесь, никогда не пугайтесь людей, наделенных властью, верьте, что у вас так же много шансов, как и у любого другого, поставьте свое писание на первое место. И продолжайте писать.
Удачи и хороших книг!
Люси Аткинс
Источник: lucyatkins.com/
Источники изображений: pixabay.com